Положение о методической работе

2

Положение о методической работе в ОО разработанов соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.19, п.7 ст.48),
Уставом ОО, на основе изучения и диагностирования запросов педагогов ОО в области
повышения квалификации по наиболее актуальным проблемам развития образования.
Положение о методической работе в ОО определяет цели, задачи, формы организации
методической работы ОО, способы получения информации о современных научно-педагогических
концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного
процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОО
1.1. Целью методической работы в ОО является повышение уровня профессиональной культуры
учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в
обучении и воспитании учащихся.
1.2. Задачи методической работы в ОО:
1.2.1. Оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам.
Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми
педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа
педагогической деятельности.
1.2.2. Организация системы методической работы в ОО с целью развития педагогического
творчества и самореализации инициативы педагогов.
1.2.3. Пополнение информационного педагогического банка данных ОО о педагогическом опыте
через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.
1.2.4. Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической
деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.
1.2.5. Оказание методической помощи учителям.
1.2.6. Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном
опыте, обобщение опыта нескольких учителей, работающих по одной проблеме.
1.2.7. Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных
методик, индивидуальных технологий и программ.
1.2.8. Вооружение педагогов школы наиболее эффективны ми способами организации
образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности
учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности
учащихся.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Структура методической работы в школе:
2.1. Методический совет
2.1.1. Методический (научно-методический) совет - коллективный общественный профессиональный
орган, объединяющий на добровольной основе членов педагогического коллектива образовательного
учреждения в целях осуществления руководства методической (научно-методической)
деятельностью.
2.1.2. Методический совет координирует работу подструктур методической службы, направленную на
развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, инноваций, опытноэкспериментальной и научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива.
Методический совет создается с целью организации и координации деятельности
методической
службы
образовательной
организации,
методического
обеспечения
образовательного процесса.
2.1.3. Методический совет определяет цель, задачи и направления работы ОО на среднесрочную и
долгосрочную перспективу.
Цель деятельности методического совета - обеспечить гибкость и оперативность
методической работы образовательного учреждения, повышение квалификации педагогических
работников, формирование профессионально значимых качеств учителя, классного руководителя,
воспитателя ГПД, педагога дополнительного образования, рост их профессионального мастерства.
Задачи методического совета:

3

- создать сплоченный коллектив единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы,
стремящихся к постоянному профессиональному самосовершенствованию, развитию
образовательных процессов в учреждении, повышению продуктивности преподавательской
деятельности;
- способствовать поиску и использованию в воспитательно-образовательном процессе
современных методик, форм, средств и методов преподавания, новых педагогических и
образовательных технологий;
- изучать профессиональные достижения учителей, классных руководителей, педагогов
дополнительного образования, обобщать ценный опыт каждого и внедрять его в практику работы
педколлектива;
- широко информировать об опыте образовательного учреждения в печати, средствах теле- и
радиовещания, сети Internet, с целью использования имеющего опыта в других образовательных
учреждениях города, региона, страны;
- создавать условия для использования в работе учителя, классного руководителя, педагога
дополнительного образования диагностических методик и мониторинговых программ по
прогнозированию, обобщению и оценке результатов педагогической деятельности;
-стимулировать инициативу и активизировать творчество членов педколлектива в научноисследовательской, опытно-экспериментальной и другой творческой деятельности, направленной на
совершенствование, обновление и развитие воспитательно-образовательного процесса в учреждении
и работы учителя;
- проводить первичную экспертизу стратегических документов образовательного учреждения
(программ развития, образовательных и учебных программ, учебных планов и др.);
- контролировать ход и результаты комплексных исследований, проектов, экспериментов,
осуществляемых образовательным учреждением;
- анализировать
результаты
педагогической
деятельности,
выявлять
и
предупреждать ошибки, затруднения, перегрузки учащихся и учителей;
- вносить предложения по совершенствованию деятельности методических подструктур и
участвовать в реализации этих предложений;
- способствовать развитию личностно ориентированной педагогической деятельности, обеспечивать
условия для самообразования, самосовершенствования и самореализации личности педагога.
2.1.4. В состав методического совета входят заместители директора ОО, руководители
методических объединений, творческих групп, психолог, социальный педагог, наиболее
компетентные творческие педагоги.
2.1.5. План работы методического совета определяется в соответствии с анализом состояния
образовательного процесса школ и ориентирован на единую методическую тему.
2.1.6. Заседания методического совета проводятся не реже 1 раза в четверть в соответствии с
годовым планированием.
2.1.7. Содержание деятельности методического совета:
 рассматривает и утверждает тематику методических объединений педагогов, творческих групп и
других подразделений методической работы, утверждает руководителей методических
объединений, творческих групп;
 заслушивает отчеты методических объединений, творческих групп, дает оценку результатам их
деятельности;
 занимается вопросами совершенствования содержания образования, внедрения современных
образовательных технологий в учебный процесс, анализом эффективности их внедрения,
организация инновационной деятельности;
 организует изучение профессиональных интересов, потребностей и затруднений учителей.
 планирует мероприятия, направленные на совершенствование профессионального мастерства
педагогов, рост их творческого потенциала (семинары, практикумы, деловые игры, мастер-классы,
научно-практические конференции и другие активные формы работы);
 координирует работу по изучению, обобщению и распространению актуального педагогического
опыта;

4

 рассматривает методические материалы, представленные методическими объединениями,
творческими группами, отдельными педагогами для тиражирования и распространения.
2.2. Методические объединения учителей:
2.2.1. Методическое объединение педагогов создается на основании решения методического
совета из числа учителей ОО, работающих по одной и той же специальности или по одному циклу
предметов,
совершенствующих своѐ методическое и профессиональное мастерство,
организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению и
воспитанию молодѐжи, объединяющих творческие инициативы.
2.2.2. Методическое объединение призвано решать следующие задачи:
 изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
 обеспечение преемственности педагогической деятельности в отношении содержания
образования, применяемых педагогических технологий, внеклассной и внеурочной деятельности;
 выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе
образовательных стандартов по предмету;
 отбор содержания и составление рабочих программ, программ элективных и учебных курсов;
 апробирование современных педагогических технологий индивидуально ориентированной
направленности;
 утверждение индивидуальных планов для процедуры итогового контроля в выпускных классах;
 проведение анализа состояния преподавания предмета;
 разработка тематических диагностических контрольных работ и срезов;
 организация взаимопосещений уроков по определѐнной тематике с последующим самоанализом
и анализом достигнутых результатов;
 организация открытых уроков по определѐнной теме с целью ознакомления с методическими
наработками по предмету;
 изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
 инновационная работа по предмету;
 проведение отчѐтов о профессиональном самообразовании учителей;
 организация и проведение предметных недель, организация и проведение предметных олимпиад,
конкурсов.
 организация внеклассной работы по предмету с обучающимися.
2.2.3. Деятельность методического объединения организуется на основе планирования, исходя из
плана работы ОО. При планировании учитываются индивидуальные планы профессионального
образования учителей. План работы рассматривается на заседании методического объединения и
утверждается директором ОО.
2.2.4. В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний методического объединения,
практический семинар с организацией тематических открытых уроков или внеклассных
мероприятий. В конце учебного года анализируется работа МО в виде презентации на
педагогическом совете (по графику).
2.4.5. Методическое объединение учителей имеет право вносить предложения руководству ОО по
распределению учебной нагрузки при тарификации, проведении занятий предметных кружков,
факультативов, внеурочной деятельности.
Методическое объединение учителей имеет право вносить предложения в содержание
методической деятельности ОО.
2.4.6. Обязанности членов методического объединения:
 каждый учитель должен иметь собственную программу профессионального образования и
самодиагностики (самообразование);
 обязан участвовать в заседаниях МО, практических семинарах;
 стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
 знать тенденции развития методики преподавания предмета;
 владеть основами самодиагностики педагогической деятельности.
2.3. Творческие группы:

5

2.3.1. Творческая группа педагогов создается в ОО на добровольной основе из числа педагогов,
проявляющих интерес к той или иной проблеме, разрешение которой способствует улучшению
качества образования и создает условия для саморазвития и самообразования педагога.
В состав творческой группы могут входить от трѐх и более человек, независимо от
преподаваемого предмета. Результатом работы группы является создание педагогического
продукта творческой деятельности, распространяемого в педагогическом коллективе.
2.3.2. Задачи деятельности творческой группы:
 повышение творческого потенциала учителей;
 апробация и распространение новых педагогических технологий и методик;
 разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей обучения и
воспитания, помощь в овладении инновационными процессами в обучении;
2.3.3.
Основные направления деятельности:
 поиск и систематизация идей, способствующих модернизации содержания образования,
определению миссии ОО и ценностных ориентации всех участников образовательного процесса;
 проведение педагогических исследований и формирование аналитических выводов по
инновационным направлениям развития образования;
 проектирование новых образовательных моделей, отвечающих современным задачам
образования;
 разработка и апробация программно-методических комплексов, методик, дидактических средств
и т.п. новаторского типа по предмету, образовательным областям, направлениям педагогической
деятельности;
 подготовка
научно-методических
рекомендаций
по инновационным направлениям
педагогической деятельности;
 инициация конференций, творческих конкурсов, мастер-классов, педагогических марафонов и
т.п.;
 приобретение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта;
2.3.4. Порядок функционирования группы.
Группа создается и прекращает свою деятельность по инициативе участников группы и по
мере решения стоящих перед группой задач.
Группа имеет план работы и оформленные результаты творческого решения проблем в
виде продукта творческой, индивидуальной или коллективной педагогической деятельности.
Методический и педагогический советы школы оказывают содействие в экспертизе
результатов деятельности группы и продвижении передовых идей, рекомендаций и опыта.
2.4. Школа молодого педагога
2.4.1. Цель Школы молодого учителя – помочь начинающим педагогам овладеть основами
педагогического мастерства.
Задачи Школы молодого учителя:
– повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов;
– распространение передового педагогического опыта.
2.4.2. Участниками Школы молодого учителя в обязательном порядке являются начинающие
педагоги ОО, не имеющие квалификационной категории. Участниками Школы молодого учителя
на добровольной основе могут быть педагоги ОО или педагоги других ОО, имеющие I или
высшую квалификационную категорию и владеющие передовыми технологиями работы.
Руководит Школой молодого учителя ОО, текущий контроль за ее работой осуществляет
заместитель директора по научно-методической работе ОО.
2.4.3. Заседания Школы молодого учителя проводятся не реже одного раза в месяц.
Тематика заседаний определяется в соответствии с проблемами, возникающими у начинающих
педагогов при подготовке и проведении уроков, организации внеклассной работы и др.
План работы Школы молодого учителя фиксируется в плане работы методической службы ОО
Итоги работы Школы молодого учителя подводятся в конце каждого учебного года.
2.4.4.Участники Школы молодого учителя имеют право:
– принимать участие в планировании работы Школы молодого учителя;

6

– вносить на рассмотрение руководителя Школы молодого учителя предложения по
совершенствованию работы Школы молодого учителя.
2.4.5. Участники Школы молодого учителя обязаны:
– присутствовать на заседаниях Школы молодого учителя;
– проявлять активность и инициативу в пределах, определяемых руководителем Школы
молодого учителя;
– своевременно предоставлять материалы о результатах своей работы в рамках
деятельности Школы молодого учителя.
2.4.6. Для выполнения своих функций Школа молодого учителя взаимодействует с методическими
объединениями и другими подразделениями ОО.
2.5. Педагогические мастерские
2.5.1. Педагогические мастерские являются особой формой организации педагогической практики
студентов педагогических вузов.
Педагогическая мастерская создается при учителе — мастере педагогического труда. При
каждом учителе-мастере может работать не более трех студентов.
2.5.2. Целями создания мастерских являются:
 получение студентами полноценного профессионального образования;
 подготовка и начало осуществления ими индивидуальной программы профессиональной
подготовки;
 овладение педагогическим мастерством в сотрудничестве с творчески работающими учителями
 изучение и обобщение педагогического опыта учителей-мастеров;
 изучение опыта руководителя мастерской в подготовке и проведении уроков и внеклассных
мероприятий;
 активизация совместной педвуза по подготовке учительских кадров для инновационных
образовательных учреждений.
2.5.3. Студенты, избравшие на добровольной основе данную форму прохождения педагогической
практики, работают в педагогической мастерской в течение всего периода обучения в педвузе.
2.5.4. Содержание, формы и этапы совместной деятельности в мастерской определяются планом ее
работы, утверждаемым руководителем ОО
и заведующими кафедрами педагогики и
педагогического мастерства педвуза.
2.5.5.План работы мастерской должен предусматривать следующие основные аспекты:
 знакомство студентов 4-х курсов с системой преподавания учителя-мастера, посещение его
уроков, участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по предмету;
 проведение студентами четвертого курса учебных занятий в тех классах, в которых преподает
учитель-мастер, и написание курсовой работы по материалам изучения методической системы
мастера;
 проведение студентами четвертого, пятого курса учебных занятий, внеклассных мероприятий,
написание и защита курсовой, а по желанию студента и дипломной работы о системе работы
учителя-мастера.
2.5.6. Педагогические мастерские открываются по решению методического совета школы при
наличии необходимых педагогических кадров и их добровольном согласии вести эту работу.
2.5.7. Координация деятельности мастерских, научное и организационное руководство их работой
осуществляется заведующим кафедрой педагогического вуза и директором ОО.
2.5.8. Систематическая работа в качестве наставника начинающих педагогов в Школе молодого
учителя может поощряться благодарностью администрации ОО.
3. Участники методической работы школы
3.1. Основными участниками методической работы школы являются:
— учителя;
— классные руководители;
— руководители МО, творческих мастерских
— администрация школы (директора, заместители директора);

7

— консультанты и научные работники и др.
4. Компетенция и обязанности участников методической работы школы
4.1. Компетенция участников методической работы
4.1.1. Учителя и классные руководители:
 участвуют в работе МО, творческих мастерских, школе молодого педагога
 обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе
изучения своей работы и работы своих коллег;
 участвуют в выборах руководителей методического объединения, творческих мастерских;
 разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с учащимися;
 работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на
МО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы);
 участвуют в методической работе школы, района, города;
 работают над темами самообразования.
4.1.2. Руководители методических объединений:
 организуют, планируют деятельность МО;
 обеспечивают эффективную работу участников методической работы в период занятий, дают
поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности;
 руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут
консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания;
 готовят методические рекомендации для педагогов школы;
 анализируют деятельность МО, готовят проекты решений для методических советов и
педсоветов;
 участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе аттестации;
 организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих коллег и
достижений педагогической науки.
4.1.3. руководитель творческий мастерской:
 оказывает индивидуальную помощь педагогам;
 вносит предложения по организации деятельности мастерской;
 выступает перед педагогами школы и администрацией школы с пропагандой и анализом
деятельности мастерской;
 организует и планирует работу мастерской;
 составляет план работы мастерской;
 участвует в экспертной оценке деятельности учителей в процессе аттестации,
4.1.4. Администрация школы:
разрабатывает вместе с участниками МО задания и методические материалы;
 определяет порядок работы всех форм методической работы;
 координирует деятельность различных методических объединений и методических
мероприятий;
 контролирует эффективность деятельности методических объединений, творческих мастерских,
«Школы молодого педагога»
 проводит аналитические исследования деятельности МО, творческих мастерских, «Школы
молодого педагога»
 стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом.
4.1.5. Консультанты:
 проводят консультации с молодыми специалистами, учителями, лучшими педагогами школы;
 оказывают методическую помощь по подготовке методических материалов к обобщению
педагогического опыта, к аттестации учителей, методических мероприятий школы, района,
города;
4.2. Обязанности участников методической работы
4.2.1, Учителя и классные руководители обязаны:

8

 проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия;
 систематически посещать занятия МО, творческих мастерских, «Школы молодого педагога»;
 анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения и способы
обучения; оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров,
конференций, конкурсов, совещаний;
 пополнять информационный банк данных (составление информационно-педагогических
модулей, диагностических заданий, методических текстов).
4.2.2. Руководители методических объединений, творческих мастерских обязаны:
 стимулировать самообразование педагогов;
 организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных, групповых и т.
д.;
 разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников МО,
 анализировать деятельность методической работы МО, проблемных групп;
 проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств,
методик, технологий, программ обучения;
 обобщать опыт работы педагогов ОО.
4.2.3. Администрация обязана:
 создавать благоприятные условия для работы МО, творческих мастерских, «Школы молодого
педагога», обеспечивая их работу необходимым для этого учебно-методическим комплексом;
 оказывать всестороннюю помощь руководителям МО, творческих мастерских, «Школы
молодого педагога»;
 содействовать тиражированию учебно-методических материалов для организации деятельности
МО, творческих мастерских.
5. Работа педагогов над темами самообразования
5.1. Работа над темой самообразования является одной из основных форм работы повышения
квалификации. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
5.2. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами
своего профессионального уровня.
Задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников
образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений
педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
4) развитие в школе инновационных процессов.
5.3.Порядок работы над темой самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) методической темы школы;
2) затруднений педагогов;
3) специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.В
процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет
наработанный материал.
Формы представления могут быть различны:
- выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета;
- теоретический, методический и практический семинар;
- практикум;
- тренинг;
- мастер - класс;
- открытый урок.

9

Заместитель директора ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их
реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
5.4.
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата,
- статьи в журнале,
- программы,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно - методической разработки.
Весь наработанный материал сдается в методический кабинет ОО и является доступным для
использования
другими
педагогами.
5.5. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован учителям ОО к
распространению на различных уровнях.
6. Документация
5.1. Методическая работа в ОО оформляется документально в форме:
 протоколов методических советов;
 планов работы МО, творческих мастерских, «Школы молодого педагога»;
 планов самообразования педагогов ( приложение 1);
 конспектов и разработок лучших методических мероприятий ОО;
 аналитических справок по вопросу уровня обученности учащихся (с графиками и диаграммами);
 разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных технологий и
программ;
 обобщенных материалов о системе работы педагогов ОО, материалов печати по проблемам
образования; информации о методических семинарах.
5.2. Документально оформленная методическая работа ОО заносится в информационный банк
педагогического опыта педагогов ОО. Планы работы, материалы протоколов заседаний МО, МС,
отчѐты о проделанной работе хранятся в учебной части в течение 3-х лет.
Приложение 1
Примерный план работы педагога над темой
Этапы
Содержание работы
Сроки
I. Диагностический
1. Анализ затруднений.
I год работы
2. Постановка проблемы.
над темой
3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося
опыта.
II. Прогностический
1. Определение цели и задач работы над темой.
I год работы
2. Разработка системы мер, направленных на
над темой
решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов
III. Практический
1. Внедрение ППО, системы мер, направленных на II год; (III), (IV)
решение проблемы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Отслеживание процесса,
текущих,промежуточных результатов.
4.Корректировка работы
IV. Обобщающий
1. Подведение итогов.
III год, (IV),
2. Оформление результатов работы по теме
(V)
самообразования.
3. Представление материалов
V. Внедренческий
1. Использование опыта самим педагогом в
В ходе
процессе дальнейшей работы.
дальнейшей

10

2. Распространение.

педагогической
деятельности.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».