2 1.Общие положения 1. Общие положения. 1.1. Содержание образования в конкретной школе определяется образовательной программой (образовательными программами), которая разрабатывается и реализуется школой в соответствии с п. 5. ст. 14. Закона РФ «Об образовании». При проектировании и разработке ООП школы необходимо учитывать, что основная образовательная программа разрабатывается общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, подготовленных Институтом стратегических исследований в образовании РАО и одобренных Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. ООП регламентирует организационно-педагогические условия и содержание деятельности школы по реализации ФГОС, утверждается органами самоуправления общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом. Это означает, что после утверждения основная образовательная программа не должна проходить экспертизу и согласование в региональных и муниципальных органах управления образованием. Объектом внешней оценки основная образовательная программа общеобразовательного учреждения становится в период прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации. 1.2. Основная образовательная программа начального и основного общего образования общеобразовательного учреждения (далее - ООП) является локальным нормативным документом, описывающим содержание образования и механизм реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования в общеобразовательном учреждении (далее - ФГОС или ФК ГОС). В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям вида общеобразовательного учреждения, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей. Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на каждой ступени общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении. Настоящее положение определяет структуру и порядок разработки школой образовательной программы. Образовательная программа разрабатывается школой на основе образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1097; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Образовательная программа описывает: - порядок и периодичность разработки ООП или внесения изменений в действующую основную образовательную программу (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности 3 образовательного учреждения); - состав участников разработки ООП, их полномочия и ответственность. - порядок обсуждения проекта ООП; - перечень индивидуальных прав обучающихся и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа, и процедуры выявления, фиксирования образовательных запросов обучающегося в разных форматах - индивидуальная образовательная программа на основе образовательной программы учреждения, индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы учреждения, индивидуальный выбор в рамках отдельных учебных предметов, курсов, видов, направлений образовательной деятельности и других, к утверждения ООП и ввода в действие; 1.3. Образовательная программа должна обеспечить каждому обучающемуся реализацию способностей, склонностей, которые есть у ребенка. 1.4. В соответствии с п. 2. ст. 17. Закона РФ «Об образовании» общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. 1.5. Структурно образовательная программа школы может рассматриваться как совокупность образовательных программ разного уровня обучения (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). Эти программы должны быть преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. 1.6. Для разработки образовательной программы администрацией образовательного учреждения формируется творческая группа. Сроки подготовки проекта образовательной программы устанавливает самостоятельно администрация школы. 1.7. Проект образовательной программы рассматривается и принимается педагогическим советом, утверждается директором, по итогам рассмотрения оформляется протокол. Образовательная программа вводится в действие приказом по школе. 1.8. Образовательное учреждение ежегодно вносит изменения и дополнения (оформленных в приложении к образовательной программе) в Образовательные программы, направленные на совершенствование результатов: Календарный учебный график и Учебный план на текущий учебный год рассматриваются и одобряются на заседании Педагогического совета и Управляющего совета школы и утверждаются приказом по школе . 2. Структура основной образовательной программы. 2.1. Структура ООП НОО соответствует Примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. 2.2. Структура ООП ООО соответствует Примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. 2.3. Структура ООП СОО соответствует Примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. 2.4. Структура ООП по ФК ГОС: 1. Пояснительная записка 2. Учебный план 3. Годовой календарный учебный график 4. Рабочие программы учебных предметов, курсов 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы 7. Основные технологии обучения 4 8. Модель выпускника школы 9. Система условий реализации основной образовательной программы 9.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 9.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 9.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования Материально-технические условия реализации основной образовательной программы 9.4. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 3. Разработка основной образовательной программы. 3.1. Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа. 3.1.1. На первом этапе разработки образовательной программы дается характеристика внешней по отношению к образовательному учреждению среды, условий и возможностей школы, особенностей педагогического коллектива, места школы в образовательном пространстве: - приводится общая характеристика школы, исходя из его статуса; - указываются продолжительность учебного года, учебной недели, уроков, перемен, наполняемость классов; - прописываются организационные условия (формы организации образовательного процесса, особенности кабинетной системы, наличие библиотеки, спортивного зала, организация взаимодействия с вузами, с вузами, учреждениями дополнительного образования, другими образовательными учреждениями, организация сотрудничества с родителями и т.д.); - обозначаются проблемы и недостатки реализуемого образовательного процесса, пути выхода из сложившейся ситуации; - указываются направленность, уровни реализуемых школой общеобразовательных программ и нормативные сроки их освоения; - определяется назначение каждой ступени обучения; - описываются и обосновываются основные средства, при помощи которых педагогический коллектив реализует предназначение своей школы (основным средством реализации предназначения практически для всех школ является усвоение обучающимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, в то же время, каждая школа располагает дополнительными, специфическими для данного образовательного учреждения средствами реализации своего предназначения: раннее или углубленное изучение отдельных предметов, профильное обучение и т.д.) 3.1.2. Приводится характеристика запроса различных категорий потребителей качества, предоставляемых образовательных услуг выпускникам данного образовательного учреждения. 3.1.3. Указываются качественные характеристики, предполагаемый результат реализации образовательной программы в виде «модели» выпускника школы: - приводится характеристика запроса различных категорий потребителей качества предоставляемых образовательных услуг выпускникам школы; - указываются качественные характеристики, предполагаемый результат реализации образовательной программы (образовательных программ) в виде «модели» выпускника с его отличительными особенностями от выпускников других школ. Разработку модели целесообразно начинать с самого высокого уровня реализуемых школой образовательных программ, т.е. с выпускника, освоившего уровень среднего (полного) общего образования. Затем разрабатываются модели учащегося, освоившего уровень основного общего 5 образования, и учащегося, освоившего уровень начального общего или дошкольного образования в конкретной школе. «Модель» выпускника может включать: - уровень обученности выпускника, обеспеченный реализацией основных и дополнительных образовательных программам; - сформированностьобщеучебных умений и навыков (уровень достижения различных компетентностей); - приоритетные личностные качества, которые должны быть сформированы у обучающегося школы в процессе усвоения образовательной программы каждого уровня и т.д. 3.2. Условие реализации, соотношение целей и задач. На втором этапе разработки образовательной программы определяются конечные цели и результаты, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания ВУЗов и др. образовательных учреждений к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника школы, определяющих его готовность к самостоятельной жизни, продуктивному обучению на высшей стадии образования в современном обществе. Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки учащегося, исходя из того, как в дальнейшем, приобретенные им знания и умения в школе будут реализовываться в жизни. Цели и задачи образовательного процесса на каждом уровне реализации образовательных программ должны «вытекать»: - из описания «модели» выпускника; - из предназначения и места школы в образовательном пространстве района. Задачи образовательной программы школы должны учитывать основные направления образовательной политики на федеральном и региональном уровнях. Сформулированные цели и задачи должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, сориентированными во времени, непротиворечивыми по отношению друг к другу. 3.3. Планируемые результаты. Определяются результаты, достижения которых образовательное учреждение может гарантировать и результаты, к которым может стремиться. Учреждение должно определить главную цель программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты образования в виде набора предметных знаний, умений и навыков, ключевых компетентностей и социального опыта. 3.4. Учебный план и его обоснование. 3.4.1. Учебный план общеобразовательной школы является основным документом, регламентирующим учебный процесс. Он должен обеспечить последовательность изучения дисциплин, основанную на преемственности, рациональное распределение дисциплин в течение года, эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала школы. Учебный план прошивается отдельно и хранится в учебной части. Обязательными структурными элементами образовательного плана являются: 3.4.2. Пояснительная записка. Указываются характеристики содержания федерального, регионального компонента образовательного учреждения, норм учебной нагрузки, продолжительность учебного года и урока, число часов на проведение дополнительных индивидуальных занятий и консультаций и т.д. 3.4.3. Инвариантная часть. Указывается перечень предметов, число учебных часов в неделю, часовое соотношение внеурочной деятельности, часы базисного плана, элективных предметов. 3.4.4. Учебный план является основным документом для составления расписаний учебных занятий. 3.5. Организация образовательного процесса. На данном этапе разрабатываются направления на углубленное изучение отдельных предметов инвариантной части базисного учебного плана, организацию индивидуальных и групповых занятий с одаренными и слабоуспевающими детьми, введение новых учебных предметов, прописывается профильное 6 обучение, разрабатываются элективные курсы и предметы для учащихся 9, 11 классов. Приводится воспитательная программа и план мероприятий. - дается характеристика структуры организации образовательного процесса, используемых форм учебных занятий; - описывается порядок обеспечения взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, которые обеспечивают интеграцию общеобразовательных программ и дополнительных образовательных услуг; - особенности организации учебной и внеучебной деятельности; - необходимость использования тех или иных образовательных технологий; - соотношение учебной и внеучебной деятельности; - целевой аспект учебной и внеучебной деятельности. 3.6. Программно-методическое обеспечение образовательной программы. Раздел включает в себя перечень программно-методического обеспечения по обязательным учебным предметам, элективным, факультативным курсам, социально-творческой деятельности, занятиям дополнительного образования, спортивным занятиям. 3.7. Система оценки реализации образовательной программы (критерии, показатели реализации программы). Определяется способ оценивания текучей учебной и внеучебной деятельности, прописывается система показателей, которая позволяет судить, на сколько эффективно реализуется образовательная программа, то есть на сколько реальный «продукт» деятельности школы соответствует реальной «модели» выпускника (уровень достижения обучающимися государственных стандартов общего образования; уровень функциональной грамотности обучающегося; доля учеников, охваченных профильным обучением, дисциплинарным образованием; доля учебных кабинетов школы, оборудованных в соответствии современным требованиям; доля педагогов использующих современные образовательные технологии и т.д.) Прикладывается банк диагностических материалов (срезы знаний, дидактические материалы, анкеты и т.д.) - прописывается система показателей, которая позволяет судить насколько эффективно реализуется образовательная программа, т.е., насколько реальный «продукт» деятельности школы соответствует идеальной «модели» выпускника (уровень достижения обучающимися государственных стандартов общего образования; уровень элементарной, функциональной грамотности обучающихся, общекультурной компетентности; доля обучающихся III ступени, охваченных профильным обучением, дистанционным образованием; доля учебных кабинетов школы, оборудованных в соответствие современным требованиям; доля педагогов, использующих современные образовательные технологии и др.) - определяется порядок мониторинга диагностируемых показателей; - прикладывается банк диагностических материалов (административные срезы знаний, дидактические материалы, анкеты и т.п.). - указывается система контроля исполнения образовательной программы. 4. Порядок утверждения образовательной программы. 4.1. Учитель выбирает учебные программы и программы дополнительного образования самостоятельно с учетом соблюдения преемственности в рамках каждой ступени образования. Рабочие программы по учебному предмету являются приложением к ООП и составляются на один учебный год. 4.2. На заседаниях предметных МО учебные программы анализируются, обсуждаются, решение об одобрении оформляется протоколом. 4.3. МО рекомендуют для принятия на педагогическом совете. Авторские учебные программы проходят обязательную внешнюю экспертизу. Рекомендованные программы выносятся на рассмотрение педагогического совета. Ответственность за данную работу возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 7 4.4. На заседании педагогического совета, который проводится в августе, до начала нового учебного года, программы принимаются по согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. 4.5. Директор школы утверждает приказом по образовательному учреждению перечень учебных программ и разрешает их реализацию в новом учебном году. Основанием для приказа является решение педагогического совета, принятое на основе рекомендации МО. Ответственность за работу педагогического совета и издание приказа возлагается на директора школы. 4.6. Разработка, анализ и утверждение программ дополнительного образования может происходить как до окончания учебного года, так и позднее, в августе, накануне нового учебного года. Это связано с проведением в конце каждого учебного года диагностики познавательных запросов и потребностей школьников, на основании которой происходит планирование дополнительного образования. Предметные МО одобряют программы дополнительного образования проводит анализ, устанавливает обоснованность их реализации в школе и рекомендует для принятия на педагогическом совете. Утверждаются программы приказом директора школы после их принятия педагогическим советом. 4.7. Учебники, необходимые для организации работы учащихся по утвержденным программам, выбираются учителями-предметниками из Федерального перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ. Они одобряются на заседаниях предметных МО, принимаются педагогическим советом, утверждаются приказом директора школы. Сроки регламентируются п. 4.2., 4.3., 4.4. настоящего Положения. 4.8. Классные руководители до окончания текущего учебного года ставят учащихся и их родителей (законных представителей) в известность о программах и учебниках, утвержденных на следующий учебный год. 5. Сроки реализации образовательной программы 5.1. Образовательная программа школы разрабатывается на срок: • Начального общего образования (ФГОС) – на 4 года; • Основного общего образования (ФГОС) – на 5 лет; • Основного общего образования (ФКГОС) – на 4 года; • Среднего общего образования (ФКГОС) – на 2 года. 5.2. В ходе реализации программы возможны изменения, вызванные технологизацией процесса обучения, необходимостью обновления содержания образования, внедрением новых методик, изменениями в БУП. Ежегодно утверждаемые учебные планы, программы, если они не меняют в корне концепцию и направленность школьного образования, приоритетные направления образовательной деятельности, являются дополнениями к образовательной программе. 6. Организация контроля выполнения образовательной программы. 6.1. Контроль выполнения учебных программ и программ дополнительного образования педагогами и освоения их учащимися осуществляется заместителями директора в соответствии с должностными обязанностями не менее двух раз в год и организуется в соответствии с Планом ВШК за реализацией ООП. 6.2. Общее руководство реализацией образовательной программы школы осуществляется директором. Вопросы о ходе реализации рассматриваются на совещаниях у директора, заседаниях МО. Общественный контроль осуществляется членами Совета (Управляющего совета) школы - высшего органа самоуправления образовательного учреждения. 6.3. Ответственность за реализацию образовательной программы возлагается на администрацию школы. Локальный акт действует до замены новым. 8 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)