Положение об организации внеурочной деятельности

2

1. Общие положения Положение об организации внеурочной деятельности для обучающихся,
осваивающих основную образовательную программу начального (основного) общего образования
разработано на основе следующих нормативных документов:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N
273ФЗ (ред. от 07 мая 2013 года);
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009г. №373 (далее ФГОС НОО),
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г. №1897 (далее – ФГОС ООО),
-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010 №189.
- Положения об организации внеурочной деятельности
в образовательных учреждениях
управления
образования администрации Симферопольского района
Республики Крым,
утверждѐнного приказом управления образования администрации Симферопольского района
№380 от 05.06.2015.
Положение определяет структуру, условия, направления и финансирование внеурочной
деятельности обучающихся.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС – это
специально организованная образовательная деятельность обучающихся 1-4 (5-9) классов,
представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательной
организации, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной формы и направленную
на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего и основного общего образования, предназначена для педагогически
целесообразной занятости
обучающихся в их свободное время.
Время, отводимое
общеобразовательным учреждением на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, воспитанников, но
учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной
образовательной программы начального общего и основного общего образования.
Внеурочная деятельность может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных
объединениях (группах) по направлениям развития личности.
Каждый обучающийся имеет
право заниматься в объединениях разной направленности, в нескольких объединениях, а также
менять их. При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические
объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенке. Содержание
занятий внеурочной деятельности обучающихся формируется с учетом пожеланий обучающихся и
их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность может быть использована на
введение учебных курсов, для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, воспитанников.
Для
выполнения программы внеурочной деятельности учителя имеют право использовать
каникулярное время, летние тематические площадки, создаваемые на базе общеобразовательного
учреждения.
2.Цели и задачи внеурочной деятельности
Целью внеурочной деятельности обучающихся является содействие в обеспечении достижения
ожидаемых результатов учащихся 1-4 (5-9) классов в соответствии с ФГОС НОО (ФГОС ООО).
Внеурочная деятельность обучающихся направлена на реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий,
направленных на развитие детей. Внеурочная деятельностью в рамках реализации ФГОС
отображает образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной и направленную на достижение
школьниками личностных и метапредметных

3

результатов образования, что определяет специфику внеурочной деятельности.
Содержание
внеурочной деятельности школьников должно соответствовать:
-российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям
региона;
-содержанию начального общего и основного общего образования;
-современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно-деятельностный подход
в соответствующих формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы,
соревнования, фестивали, экскурсии, походы и другие формы).
Занятия внеурочной деятельности обучающихся способствуют удовлетворению индивидуальных
образовательных интересов, потребностей и склонностей школьников, ориентируют на
приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека; - воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
-создание условий для развития личности ребенка; -развитие мотивации ребенка к познанию и
творчеству; -обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и
традициям, включая региональные социально-культурные особенности;
-профилактику
асоциального поведения школьников;
-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой
культуры; -обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности ребенка.
3. Направления, формы, виды организации и классификация результатов
внеурочной
деятельности обучающихся
3.1.Внеурочная деятельность обучающихся может быть организована по направлениям:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
интеллектуальное;
общекультурное;
- по видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, проблемно-ценностное общение,
художественное творчество, социальное творчество, техническое творчество, трудовая
(производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристскокраеведческая деятельность;
- в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые
исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со
сверстниками, педагогами, родителями.
3.2.Классификация результатов внеурочной деятельности обучающихся:
- первый уровень результатов внеурочной деятельности включает приобретение обучающимся
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни;
- второй уровень результатов внеурочной деятельности включает получение обучающимся опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным
реальностям в целом; - третий уровень результатов внеурочной деятельности включает получение
обучающимся опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за
пределами среды образовательной организации.
4. Права, обязанности и ответственность участников образовательной деятельности

4

Приказом по школе «О распределении функциональных обязанностей между членами
администрации» назначается куратор внеурочной деятельности.
4.1.Администрация ОО:
- разрабатывает раздел учебного плана по организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4
(5-9) классов с учетом результатов анкетирования родителей и обучающихся;
- организует процесс разработки, рецензирования и утверждения программ внеурочной
деятельности обучающихся; - составляет расписание внеурочной деятельности с соблюдением
требований нормативных документов, регламентирующих данную деятельность;
- осуществляет в течение учебного года постоянный контроль за выполнением программ
внеурочной деятельности обучающихся;
- в соответствии с разделом 7 настоящего Положения заключает договоры о совместной
деятельности с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта об организации
внеурочной деятельности для обучающихся ОО;
-организует мониторинговые исследования результатов внеурочной деятельности обучающихся с
ежегодным отражением итогов в материалах внутренней системы оценки качества образования
ОО. 4.2. Контроль за организацией внеурочной деятельности в ОО осуществляет заместитель
директора по воспитательной работе по плану, утвержденному директором ОО, по следующим
направлениям:
- оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности;
- организация проведения занятий внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом и
расписанием;
- посещаемость занятий внеурочной деятельности; - система оценки результатов, обучающихся в
рамках внеурочной деятельности;
-ведение
документации
в
рамках
внеурочной
деятельности.
4.3. Классный руководитель:
- организует работу по анкетированию родителей и обучающихся с целью определения
направлений внеурочной деятельности для обучающихся класса;
- доводит до сведения родителей (законных представителей) график внеурочной деятельности и
вносимые в него изменения;
- осуществляет постоянный контроль за посещаемостью учащимися 1-4 (5-9) классов занятий
внеурочной деятельности;
- ведет учет внеурочной деятельности обучающихся, посещающих учреждения дополнительного
образования, культуры, спорта (наименование кружка, секции, количество часов в неделю,
результативность);
- участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной деятельности
обучающихся. 4.4. Деятельность педагога внеурочной деятельности обучающихся
регламентируется Уставом ОО, Правилами внутреннего распорядка, должностными
инструкциями, локальными актами ОО. Педагог внеурочной деятельности:
- в соответствии с разделом 8 настоящего Положения разрабатывает программу внеурочной
деятельности;
- в соответствии с разделом 10 настоящего Положения обеспечивает ведение документации
педагога, регламентирующей внеурочную деятельность;
- совместно с классным руководителем и родителями (законными представителями) осуществляет
постоянный контроль за посещаемостью обучающимися занятий внеурочной деятельности;
- фиксирует результаты внеурочной деятельности обучающихся в журнале внеурочной
деятельности;
- оказывает помощь обучающемуся в создании и пополнении портфолио достижений по
результатам внеурочной деятельности;
- участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной деятельности
обучающихся. 4.5. Родители (законные представители) обучающихся:
- участвуют в анкетировании с целью определения направлений внеурочной деятельности для
обучающихся;

5

- несут ответственность за посещение обучающимися занятий внеурочной деятельности;
- оказывает помощь обучающемуся в создании и пополнении портфолио достижений
обучающегося.
5. Требования к организации внеурочной деятельности обучающихся
5.1. Программы внеурочной деятельности обучающихся могут быть разработаны педагогами ОО
самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ.
5.2. Оптимальная продолжительность ежедневных занятий внеурочной деятельности
обучающихся составляет не более 2 часов, минимальная наполняемость групп 4 человека.
Наполняемость групп для занятий внеурочной деятельностью не должна превышать 25 человек.
5.3. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ,
имеющиеся возможности и особенности организации образовательной деятельности ОО с целью
максимального удовлетворения потребностей, обучающихся во внеурочной деятельности, ее
дифференциации и индивидуализации.
5.4. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения не
персонифицированных мониторинговых исследований для внутренней системы оценки качества
образования (далее ВСОКО), составления портфолио достижений обучающегося в целях
определения эффективности внеурочной деятельности.
5.5. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной
деятельности обучающихся, в том числе утвержденным СанПиН 2.4.2.2821-10.
5.6. Выбор формы внеурочной деятельности обучающихся должен опираться на гарантию
достижения результата определенного уровня (пункт 3.2. настоящего Положения). При разработке
программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам
другого.
5.7. Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются
выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.п. Перечень
мероприятий разрабатывается до начала учебного года и включается в годовое планирование ОО.
По каждому направлению внеурочной деятельности в течение учебного года должно быть
организовано не менее двух мероприятий на уровне ОО.
6. Типы образовательных программ внеурочной деятельности обучающихся. В определении
содержания программ педагог руководствуется педагогической целесообразностью и
ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей (законных
представителей). По содержанию программы внеурочной деятельности могут быть:
- комплексные – предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов
первого уровня к результатам третьего уровня (пункт 3.2. настоящего Положения) в различных
видах внеурочной деятельности;
- образовательные – ориентированные на достижение результатов определенного уровня (пункт
3.2. настоящего Положения);
- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности – игровая,
познавательная, спортивно-оздоровительная и другие;
- возрастные образовательные программы, которые соотносятся с возрастными критериями: для
младших школьников и др.;
- индивидуальные образовательные программы для обучающихся – программы для одаренных
детей, с особенностями состояния здоровья, развития.
7. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной
деятельности обучающихся.
7.1.При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательной организацией могут
использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта на
основе договора о совместной деятельности. В период каникул для продолжения внеурочной
деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических
лагерных смен, летних школ.
7.2. Механизмы интеграции: - разработка и осуществление совместных программ и проектов,
отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; - кооперация ресурсов и

6

обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми,
материально-техническими и др.); - предоставление услуг (консультативных, информационных,
технических и др.); - взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; - совместная
экспертиза качества внеурочной деятельности.
8. Этапы организации внеурочной деятельности
8.1. Согласно базисному учебному плану на внеурочную деятельность в начальной и основной
школе отводится максимально по 10 часов на класс-комплект в неделю. Количество часов,
отводимое на внеурочную деятельность, образовательное учреждение определяет самостоятельно,
исходя из имеющихся ресурсов образовательного учреждения и за счет интеграции ресурсов
образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей. Количество
часов, отводимое на внеурочную деятельность, может меняться в течение учебного года.
Образовательное учреждение создает условия для
активного участия обучающихся во
внеурочной
деятельности
по
всем
направлениям
(спортивно-оздоровительное,
духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Охват всех
направлений и видов не является обязательным.
8.2. Расписание внеурочной деятельности на год утверждается руководителем образовательного
учреждения на начало учебного года.
8.3. Обучающиеся и их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и
форм внеурочной деятельности посредством анкетирования в конце учебного года (апрель – май).
Не рекомендуется посещение ребенком занятий внеурочной деятельности более чем в 3 (трех)
детских объединениях.
8.4. Для родителей (законных представителей) и обучающихся, прибывших в ОО в течение
учебного года, анкетирование по определению направлений внеурочной деятельности из уже
имеющихся в Учебном плане проводится в течение 7 учебных дней со дня издания
распорядительного акта о зачислении обучающегося в ОО.
8.5. Для обучающихся первых классов набор модулей программы внеурочной деятельности
определяется на информационном родительском собрании в апреле – мае.
8.6. До 05 сентября формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности и
издается соответствующий распорядительный акт.
8.7. Для проведения занятий внеурочной деятельности педагог формирует группу из обучающихся
одного класса, параллели или разновозрастную группу.
8.8. Занятия внеурочной деятельности, предполагающие активную двигательную активность
обучающихся (подвижные игры, экскурсии, хореография и т.д.), начинаются не ранее, чем через
15 минут после окончания последнего урока.
8.9. Продолжительность занятия не должна превышать 45 минут. В первом классе используется
продолжительность занятия – 35 минут. Если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв
продолжительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование,
лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 40 минут в день для обучающихся 1-2
классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и
хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в
неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов.
8.10. Перемены между занятиями внеурочной деятельности должны быть продолжительностью не
менее 10 минут.
9. Документация
9.1. Документация заместителя директора по воспитательной работе: - учебный план (раздел
планирования внеурочной деятельности);
- результаты анкетирования родителей и обучающихся по определению направлений внеурочной
деятельности в ОО);
- договоры с организациями дополнительного образования о совместной деятельности;
- план контроля внеурочной деятельности в системе ВСОКО;
- распорядительные акты:

7

- об утверждении перечня программ внеурочной деятельности обучающихся (до 01 сентября);
-об организации внеурочной деятельности на учебный год (до 01 сентября);
- об утверждении списков обучающихся в соответствии с выбором родителями программ
внеурочной деятельности на данный учебный год (до 11 сентября);
- о внесении изменений в списки обучающихся (в течение учебного года);
- расписание внеурочной деятельности;
- аналитические справки по итогам контроля внеурочной деятельности и материалы
мониторинговых исследований результатов внеурочной деятельности обучающихся с отражением
итогов во ВСОКО.
9.2. Документация классного руководителя: - анкеты родителей и обучающихся для определения
направлений внеурочной деятельности; - заявления родителей о зачислении ребенка для обучения
по программам внеурочной деятельности.
9.3 Документация педагога:
- программа внеурочной деятельности; - журнал внеурочной деятельности;
- материалы результатов внеурочной деятельности: видео, фотографии, дипломы и др.
документы, подтверждающие участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, выставках и т.д.
9.4. Требования к ведению журнала внеурочной деятельности:
9.4.1. В разделе «Содержание» записывается тема занятия в соответствии с тематическим
планированием.
9.4.2. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо
соблюдать требования к оформлению классных журналов.
10. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности
10.1. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности является комплексной и
предусматривает:
-оценку достижений учащихся (портфолио обучающегося); -оценку эффективности деятельности
образовательного учреждения.
10.2. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях: представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках одного
направления (результаты работы кружка, детского объединения, системы мероприятий и т. п.);
-индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на
основании экспертной оценки личного портфолио.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».