Особенности инклюзивного образования

01.01.2017

Особенности организации инклюзивного образования в школе

В настоящее время в России насчитывается более 8% детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение таких детей является неотъемлемой частью отечественной системы образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» нацелена на создание новой школы — школы для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого школьника. В процессе обучения должны учитываться особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и необходимость для них специальных условий получения образования, неоднородность состава детей с ограниченными возможностями здоровья, диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ и вариативность условий их образования. [3] Поэтому центральной идеей развития современного образования становится инклюзия.

«Инклюзия» от французского слова «include» означает «включать, содержать, иметь в своём составе, охватывать». Основу инклюзии составляет включающее общество, которое означает, что любой человек может быть включен в общественные отношения. Внедрение инклюзии возможно только с учетом принципов демократизации и отсутствии дискриминации по любому признаку. Инклюзия — это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества. [2] Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:

1. признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;

2. повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;

3. изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

4. анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;

5. проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;

6. различие между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

7. признание роли школ не только в повышение академических показателей учащихся, но и развитии социальных ценностей местных сообществ;

8. признание того, что инклюзия в образовании является одним из аспектов инклюзии в обществе. [2]

Принципы инклюзивного образования определяют модель образовательных отношений

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом в рамках общеобразовательной школы по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности здоровья, когда все участники образовательного процесса учатся жить вместе, постепенно стираются границы между детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми. Причиной инвалидности часто являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении доступности к качественному образованию приводит к объединению общественного пространства людей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых людей, меняется отношение к нарушениям здоровья: оно считается не пороком, а особенностью того или иного человека. Социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья проходит успешно, он функционирует как полноценный член общества. [1]

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все учащиеся, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в учебных заведениях, учитывающих их особые образовательные потребности. Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого обществаХочу такой сайт

Исключение любой дискриминации детей, равное отношение ко всем людям, создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности, составляет основу инклюзивного образования. Таким образом, инклюзивное образование включает в себя не только сферу образования, но весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания. [6]

Инклюзивное образование предусматривает построение системы обучения, удовлетворяющей потребности каждого ребенка, обеспечивает всех детей такой психолого-педагогической поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Образование для всех является неотъемлемой составляющей благополучного общества. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека. Безусловно, стартовым условием для интеграции инвалидов в общество является создание партнерства власти, бизнеса, гражданского общества и, безусловно, образования. Поскольку у людей с ограниченными возможностями расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, необходимо предоставить им возможность общаться на уровне современного общества, задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие инвалидов в нашей жизни.

Литература:

1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://psyjournals.ru/inclusive_edu

2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование: история и современность // Педагогический университет «Первое сентября». 2013. — 33 с.

3. Алдакушева Е. С. Образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья: от изоляции к инклюзии [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Pedagogica/6_160949.doc.htm

4. Малофеев Н. Н. Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. Дефектология. 2008. — С. 71–78

5. Найденова, Н. Ю. Методы повышения эффективности управления познавательной деятельностью учащихся в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Н. Ю. Найденова. — Ставрополь, 2005. — 24 с.

6. Тарабыкина А. А. Что такое инклюзия? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2013/04/01/chto-takoe-inklyuziya

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 31.03.2022

Дата обновления: 31.03.2022

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».