Дефектолог

Работая в общеобразовательной школе, я столкнулась с тем, что когда речь заходит об учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику, некоторые начинают возмущаться - «Какой еще дефектолог? У меня нормальный ребенок!». Мне приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог - это учитель, который учит умственно отсталых. А вот педагоги и родители, компетентные в этом вопросе, с удовольствием бы направили ребенка на занятия к дефектологу!

Так кто же такой дефектолог?

Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебной программы. Он может заниматься и с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в развитии умственных и познавательных способностей ребенка.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество направлений: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями) и другие.

Задачи учителя-дефектолога

Работа дефектолога начинается с диагностики. Диагностика осуществляется только по запросу педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять кого-то из детей на диагностику. Для диагностики нужны обоснования.

Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.

На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.

Затем осуществляется сам коррекционный процесс во время проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Параллельно с коррекцией происходит динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.

Осуществляется консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит несколько направлений. Коррекционная работа разделена на блоки.

Блоки коррекционной работыХочу такой сайт

1 блок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением которого является развитие мелкой моторики. Т.к. при недоразвитии мелкой моторики возникают трудности с письмом и со связной речью.

2 блок «Формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления так же могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «Умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.

4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, не у всех детей она ведущая, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программамVII иVIII вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад, а ведь в этом возрасте формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это очень важное направление, ведь оно является предпосылкой развития математических навыков.

6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и, конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не обходит его стороной.

7 блок «Готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают им усвоить учебный материал.

Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку, хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе. Корригируется причина возникшей трудности, вследствие чего происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (этим занимается учитель) и развитием пространственных представлений у ребенка, чем занимается учитель-дефектолог.

В завершение хочется пожелать родителям, педагогам терпения, успеха, мудрости в воспитании детей. Вы всегда можете обратиться за помощью к понимающим в этом вопросе специалистам: дефектологам, логопедам и психологам.

07.04.2022

изображение_viber_2022-04-07_16-19-54-201.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».